Казачьи станицы

image

     А. К. Жубанов пишет, что композитор Байсерке любил посещать казачьи станицы и считался там «своим челове­ком», принимая участие во всех празднествах и увеселе­ниях. По выражению А. Жубанова, Байсерке дружил с рус­скими казаками, которые были хорошими наездниками, они занимались джигитовкой — обучали своих коней в нужный момент ложиться, вставать, брать трудные препятствия. Автор писал: «Бейсерке обучил этим приемам и своего ко­ня, а потом затеял еще приучить его ходить под музыку кюя. Так у него получилось сперва просто ритмическое му­зыкальное упражнение, а затем сложился настоящий кюй, который в народе называли «Ат ойын» («Игра коня»). «Ат ойын» — первое самостоятельное произведение Байсерке, миниатюрное, как большинство его кюев. По своей метро­ритмической основе,— продолжает А. Жубанов,— оно может служить прекрасной темой для танцевальной пьесы и про­сится на переложение для оркестра».

     Подобные представления, бытовавшие в казахской сте­пи, как «Ортеке», джигитовка, конные выступления с танцевальными ритмами, которые сопровождались кюями народных композиторов, определенно имели эстетическое и воспитательное значение среди народа.

     Советская действительность, направляющая сила Ком­мунистической партии, социалистический реализм в му­зыкальном искусстве побуждали А. Жубанова все внимательнее относиться к тем эстетическим требованиям, кото­рые выдвигала казахская музыкальная культура.

     Изучение музыкального, научно-публицистического, му­зыковедческого наследия и дирижерской деятельности А. К. Жубанова помогают нам по-новому взглянуть на раз­витие казахского музыкального искусства и музыковедения начала 30-х и конца 60-х годов и еще раз убедиться, что любовь А. К. Жубанова к советской действительности, к казахскому искусству, к формированию нового человека и утверждение в нем красоты были выражением его эстети­ческих взглядов.


Смерть Сунь Ят-сена

Теги: